Мир стремительно меняется. С одной стороны, появляются новые технологии и новые рынки. С другой стороны, мир начинает рассыпаться на панрегионы. У предприятий малого и среднего бизнеса (далее СМП) наряду с новыми проблемами (как у всех) появилась возможность вырвать себе полянку у иностранцев. В частности, провести научно-исследовательские разработки (далее НИОКР) и воплотить свои идеи в жизнь. Для наиболее хватких и дерзких, это будет шансом. Тем более, что в 2023 году Россия взяла курс на поддержку научно-технической деятельности и инноваций. Так что можно рассчитывать не только на собственные силы, но и на поддержку государства. Есть и приоритеты.
Под приоритетной понимается инновационная продукция созданная в целях реализации инициатив социально-экономического развития РФ, либо представляющая собой отдельные компоненты, в том числе сырье и материалы, или их комплекс, применяемые как составные части продукции, производство которых на территории РФ ограничено или отсутствует, указанная в перечне, утв.Постановлением № 1649 от 12.12.2019 г.
Какие меры поддержки СМП в части НИОКР существуют:
- размещение госзаказа на НИОКР;
- субсидирование НИОКР;
- инновации в госкомпаниях;
- стимулирование спроса на инновации;
- поддержка инжиниринга;
- стимулирование внедрения инноваций;
- субсидирование затрат на НИОКР.
К сожалению, трудно сделать что-то действительно хорошо, если делаешь это впервые. Чтобы изначально, при разработке самой концепции НИОКР не допустить принципиальных инженерно-технических ошибок, и не оказаться пострадавшим на стадии реализации проекта, лучше обратиться к опытным разработчикам. У нас вы получите не только техническое решение, но и расчет эффективности проекта. А так же алгоритм получения финансирования, в случае необходимости. Все имеет свою стоимость, причем стоимость надо понимать более широко, чем просто деньги. Это деньги, время, потраченные нервы и т.д.
НИОКР это совокупность научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Для решения отдельных самостоятельных вопросов НИР и ОКР могут быть выделены составные части (СЧ НИР или СЧ ОКР), выполняемые соисполнителями (сторонними организациями). В этих случаях исполнитель НИР или ОКР выполняет функции заказчика по отношению к исполнителям СЧ НИР или СЧ ОКР, координирует их работу и несет ответственность за качество и научно-технический уровень в целом. Этапы конкретной ОКР (СЧ ОКР), а также порядок их приемки должны быть определены в ТЗ на ОКР (СЧ ОКР) и договоре на ее выполнение.
В случае, если достаточные исходные данные для составления задания на опытно-конструкторские работы отсутствуют, а НИР не проводилась, выполняется аванпроект.
Реализуемость ОКР существенно зависит от качества Технического задания (ТЗ). Если ТЗ написано «на отвали», «кое как», трудно рассчитывать на выдающийся результат. Порядок написания ТЗ, выполнения НИР и ОКР изложен в различных ГОСТ. В случае гособоронзаказа (ГОЗ) ГОСТы специальные.
Основные нормативные документы, используемые при проведении НИОКР здесь..
Цена НИОКР может быть ограничена, в случае финансирования за счет бюджетных средств. Единых правил нет. Надо смотреть постановление, на основании которого средства выдают. Интересен Приказ Минпромторга России №1788 от 11.09.2014 (применяется если заказчиком является Минпромторг). НМЦК на НИОКР в этом случае определяется с использованием метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). При невозможности использовать данный метод, затратным методом.
В случае субсидирования затрат на НИОКР, прибыль, как правило, вообще не предусмотрена.
При составлении сметы затрат рекомендуется использовать Типовые методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости научно-технической продукции, утвержденные заместителем Министра науки и технической политики Российской Федерации А.Г. Фонотовым, от 15 июня 1994 г. N ОР-22-2-46. Фактическое выполнение калькуляции (сметы затрат) подтверджается раздельным учетом результатов финансово-хозяйственной деятельности. Порядок ведения раздельного учета зависит от того, попадает контракт под казначейское сопровождение или нет.
Если НИОКР проводится в интересах ГОЗ, при определении цены следует руководствоваться Постановлением от 02.12.2017 № 1465 "О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу", Приказом Минпромторга от 08.02.2019 № 334 «Об утверждении порядка определения состава затрат, включаемых в цену продукции, поставляемой в рамках государственного оборонного заказа», Приказом ФАС РФ от 26.08.2019 N 1138/19 "Об утверждении форм документов...." и еще многими другими нормативными документами.
Подробнее о работе в рамках ГОЗ здесь..
Общие требования к структуре и правилам оформления научных и технических отчетов установлены межгосударственным стандартом «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура оформления» ГОСТ 7.32-2017.
Предприятие может отказаться от льготы по НИОКР и платить НДС в обычном порядке (п. 5 ст. 149 НК). НДС со стоимости работ по НИОКР можно принять к вычету при соблюдении всех необходимых условий (п. 1 ст. 172, п. 2 ст. 171 НК).
Для применения указанной льготы организация обязана вести раздельный учет как облагаемых НДС, так и освобожденных от обложенияопераций (п. 4 ст. 149 НК). Данный раздельный учет не надо путать с раздельныйм учетом финансово-хозяйственной деятельности в случае выполнения государственного заказа (ГОС).
Подробнее о раздельном учете ГОС здесь..
Найти информацию о действующих субсидий для малого бизнеса (перечни) здесь.
Что делать, чтобы получить субсидию для бизнеса здесь.
Кто относится к малому бизнесу (СМП), льготы при закупках здесь.
Ниже приведен список актуальных субсидий на поддержку НИОКР (самые масштабные).
К сожалению, трудно сделать что-то действительно хорошо, если делаешь это впервые. Чтобы изначально, при разработке самой концепции НИОКР не допустить принципиальных инженерно-технических ошибок, и не оказаться пострадавшим на стадии реализации проекта, лучше обратиться к опытным разработчикам. У нас вы получите не только техническое решение, но и расчет эффективности проекта. А так же алгоритм получения финансирования, в случае необходимости. Все имеет свою стоимость, причем стоимость надо понимать более широко, чем просто деньги. Это деньги, время, потраченные нервы и т.д.
Нормативный документ | Целевое направление субсидии | Комментарий |
---|---|---|
Постановление от 13.12.2021 N 2281 | Об утверждении Правил предоставления субсидий российским организациям на финансовое обеспечение части затрат на разработку и организацию производства новых видов продукции, а также модернизацию линейки выпускаемой продукции | НИОКР сельхозмашиностроения, машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности. |
Постановление от 12.12.2019 N 1649 | Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на финансовое обеспечение затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по современным технологиям в рамках реализации такими организациями инновационных проектов и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации | Максимальный срок субсидии 3 года. Конкурс проводит Минпромторг до 1 марта. |
Постановление от 21.05.2021 N 767 | Об утверждении Правил предоставления субсидии из федерального бюджета на поддержку некоммерческой организацией Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий пилотных проектов апробации технологий искусственного интеллекта в приоритетных отраслях. | Максимальный размер 100 млн. руб., софинансирование заказчиком и (или) разработчиком не менее размера предоставляемого гранта. |
Постановление от 16.12.2020 № 2136 | Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий российским организациям на финансовое обеспечение мероприятий по проведению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области средств производства электроники. | Отбор проводит Минпромторг 2 раза в год. Оценка Финансового состояния по Приказу Минпромторга от 25.03.2021 N 1008 |
Постановление от 18.06.2021 N 931 | О государственной поддержке российских организаций на компенсацию части затрат в целях создания новой конкурентоспособной промышленной продукции, связанных с проведением научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и (или) омологацией существующей промышленной продукции для внешних рынков.... | Результатом предоставления субсидии является объем поддержанного экспорта продукции. |
Постановление от 24.07.2021 N 1252 | Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий российским организациям на финансовое обеспечение части затрат на создание электронной компонентной базы и модулей. | Срок реализации проекта не более 7 лет. Общая стоимость не менее 50 млн рублей. |
Постановление от 23.08.2021 N 1380 | Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на финансовое обеспечение части затрат на разработку конкурентоспособных нишевых аппаратно-программных комплексов для целей искусственного интеллекта. | Максимальный размер 500 млн рублей. |
К вопросу прав на результаты интеллектуальной детальности (РИД), созданных в результате НИОКР стоит отнестись внимательно. В случае, если разработка финансируется за счет субсидии, права РИД остаются, как правило (но не обязательно) за разработчиком. «Оборонные» РИД – всегда должны принадлежать государству.
В соответствии с «Положением о единой государственной системе учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения», утвержденным Постановлением от 12 апреля 2013 г. N 327, Приказом Минобрнауки от 31 марта 2016 г. № 341, исполнитель НИОКР заполняет в электронном виде на сайте www.rosrid.ru и направляет в федеральное государственное автономное научное учреждение «Центр информационных технологий и систем органов исполнительной власти»(далее - ФГАНУ ЦИТиС) сведения о начале, окончании и достижении запланированного результата НИОКР.
Нормативный документ | Фрагмент текста документа | Комментарий |
---|---|---|
ГОСТ 15.101-98 | Система разработки и постановки продукции на производство. Порядок выполнения научно-исследовательских работ | Порядок выполнения НИР. |
ГОСТ 7.32-2001 | Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчёт о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления. | Отчет НИР. |
ГОСТ 15.011-96 | Система разработки и постановки продукции на производство. Патентные исследования. | Патентные исследования. |
ГОСТ 15.201-2000 | Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения. Порядок разработки и постановки продукции на производство. | Порядок выполнения ОКР. |
Приказ Минпромторга России от 11.09.2014 N 1788 | Об утверждении Методики определения и обоснования начальной (максимальной) цены государственных контрактов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ. | Определение цены НИОКР (не ГОЗ). |
Постановление от 02.12.2017 № 1465 | О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, а также о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации. | Определение цены НИОКР (ГОЗ). |
Приказ ФАС РФ от 26.08.2019 N 1138/19 | Об утверждении форм документов, предусмотренных Положением о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2017 года N 1465. | Формы калькуляции, РКМ (ГОЗ). |
Приказ Минпромторга от 08.02.2019 № 334 | Об утверждении порядка определения состава затрат, включаемых в цену продукции, поставляемой в рамках государственного оборонного заказа. | Состав затрат (ГОЗ). |
Утв. Миннауки РФ 15.06.1994 N ОР-22-2-46 | Типовые методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости научно - технической продукции. | Смета на НИОКР. |
ГОСТ 7.32-2017 | Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура оформления. | Форма Отчета НИР. |
Постановление от 24 декабря 2008 г. N 988 | Об утверждении перечня научных исследований и опытно-конструкторских разработок, расходы налогоплательщика на которые в соответствии с пунктом 7 статьи 262 части второй Налогового кодекса Российской Федерации включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат с коэффициентом 1,5. | Льгота по налогу на прибыль. |
Постановление от 18.03.2020 № 296 | О признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации и об отмене некоторых нормативных правовых актов Министерства экономического развития Российской Федерации, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности гражданского назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также контроля и надзора в установленной сфере деятельности в отношении государственных заказчиков и организаций - исполнителей государственных контрактов, предусматривающих проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ. | Контроль РИД. |
Постановление от 26.02.2002 № 131 | О государственном учете результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения. | Учет РИД в ГОЗ. |
Постановление 12.04.2013 № 327 | О единой государственной информационной системе учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения. | Учет РИД. |
Приказ Минобрнауки от 31.03.2016 № 341 | Об утверждении форм направления сведений о научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работах гражданского назначения в целях их учета в единой государственной информационной системе учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, требований к заполнению указанных форм, порядка подтверждения главными распорядителями бюджетных средств, осуществляющими финансовое обеспечение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения и выполняющими функции заказчика таких работ, соответствия сведений об указанных работах, внесенных в единую государственную информационную систему учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, условиям государственных контрактов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения. | Учет РИД. |
Распоряжение от 21.03.2016 N 475-р | О Перечне конкретных юридических лиц, которые обязаны осуществить закупку инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, в том числе у субъектов малого и среднего предпрнимательства. | Перечень из 99 предприятий. |
ИНЖЕНЕРНЫЕ РАБОТЫ